в Google+ Мы в Google+ Рудяк Евгений Георгиевич ~ Легендарные самолеты

Social Icons

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

21.02.2016

Рудяк Евгений Георгиевич

Рудяк Евгений Георгиевич – главный конструктор проектов и начальник конструкторского бюро ЦКБ-34 Государственного комитета по оборонной технике СССР.

Родился 2 января 1908 года в городе Грозный Терской области, ныне административный центр Чеченской республики. Из казачьей семьи. Русский.

В 1932 году окончил военно-механический факультет Ленинградского политехнического института. Распределён в конструкторское бюро завода «Большевик» в Ленинграде, специализировавшееся на разработке морских артиллерийских систем. Сначала работал рядовым конструктором, в 1937 году стал главным руководителем проекта самоходной артиллерийской установки. С 1939 года - главный конструктор проектно-конструкторского отдела КБ. В предвоенные годы участвовал и руководил созданием корабельных артиллерийских установок Б-28 и Б-34, двухорудийной башенно-палубной установки Б-54, ряда командно-дальномерных постов для кораблей ВМФ. Участвовал в создании сверхмощного артиллерийского орудия Б-37 калибра 406 миллиметров для линейных кораблей (в годы Великой Отечественной войны орудие было установлено на морском артиллерийском полигоне и вело огонь по осаждавшим Ленинград немецко-фашистским войскам).


С началом Великой Отечественной войны с частью коллектива КБ был направлен в эвакуацию в Сталинград, где стал главным конструктором в конструкторском бюро на заводе "Баррикады". Когда в 1942 году и Сталинград стал прифронтовым городом, был эвакуирован в город Юрга (ныне Кемеровской области), главный конструктор артиллерийского завода. В 1943 году переведён на конструкторскую работу в Центральное артиллерийское конструкторское бюро под руководством В.Г. Грабина в Подлипках (Московская область). С 1944 года вновь работал в Ленинграде, главный конструктор направления в Морском артиллерийском центральном конструкторском бюро (затем ЦКБ-34, ОАО "Конструкторское бюро специального машиностроения").

Несмотря на неизбежные трудности эвакуации и организации работы на новых местах, в годы войны создал ряд новых артиллерийских систем, в частности - качающуся часть орудия для артустановок типа МК-4 и МК-5, железнодорожные транспортёры для орудий Б-38, башенная 85-мм установка С-66 для речных и морских бронекатеров, специальные железнодорожные артиллерийские зенитные установки 34К. Эти системы успешно участвовали в боях.

Также в годы войны им начата разработка перспективных систем: 100-мм двухорудийная установка СМ-5 (после войны устанавливались на новых крейсерах), 130-мм двухорудийная универсальная полуавтоматическая установка СМ-2 (устанавливалась на эсминцах).

Стремительное развитие ракетной техники сразу после Победы заставило коллектив Е.Г. Рудяка переключиться на проектирование стартовых ракетных установок для надводных кораблей Военно-Морского Флота, а с конца 1950-х годов - и на создание комплексов для запуска баллистических ракет с подводных лодок как из надводного, так и из подводного положений.

Тогда же приступил к разработке первых в СССР стартовых комплексов шахтного базирования «Шексна», ОС-67, ОС-69, «УВ» для межконтинентальных баллистических ракет. Первый стартовый комплекс для ракеты Р-16 серийно строился с 1961 года, хотя официально был принят на вооружение только в 1963 году. Все стартовые шахтные комплексы для Ракетных войск стратегического назначения СССР, появившиеся в 1960-е годы, были созданы в конструкторском бюро Е.Г. Рудяка.

За большие заслуги в деле создания и производства новых типов ракетного вооружения, а также атомных подводных лодок и надводных кораблей, оснащенных этим оружием, и перевооружения кораблей Военно-Морского Флота Указом Президиума Верховного Совета СССР ("закрытым")  от 28 апреля 1963 года Рудяку Евгению Георгиевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».

Причиной отставки Е.Г. Рудяка с поста главного конструктора стал длительный и крайне жёсткий конфликт с М.К. Янгелем по поводу предложенного последним так называемого миномётного старта межконтинентальных баллистических ракет. Рудяк в принципе отвергал такую возможность, и не приступил к намеченным работам. За это в 1970 году он был снят с должности. Жизнь доказала правоту М.К. Янгеля, что впоследствии признавал и сам Рудяк.

С 1970 года - профессор Ленинградского военно-механического института. Автор серии научных работ и многих изобретений.

Доктор технических наук (1965). Заслуженный деятель науки и техники СССР (1968).

Лауреат двух Сталинских премий (1942, 1946), двух Государственных премий СССР (1957, 1967).

Награждён тремя орденами Ленина (1945, 1947, 1963), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1939, 1944), орденами Отечественной войны 1-й степени (1944), Красной Звезды (1942), медалями.

Жил в городе-герое Ленинграде (с 1991 - Санкт-Петербург). Скончался 4 апреля 1991 года. Похоронен на Большеохтинском кладбище Санкт-Петербурга.

По теме:

Открыл для себя что-то новенькое? Поделись с друзьям:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 

Интересное!

О проекте

Легендарные самолеты - проект, рассказывающий о самых известных самолетах, составивших гордость отечественного самолетостроения с начала XX века до настоящих дней - истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках, противолодочных и военнотранспортных самолетах. Проект охватит боевые самолеты, состоящие на вооружении России в Первой мировой войне, Второй мировой войне, в советский период и настоящее время.

Followers

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

Поиск