в Google+ Мы в Google+ Эксплуатация Ла-5 ~ Легендарные самолеты

Social Icons

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

05.05.2013

Эксплуатация Ла-5

боевой вылет  Ла 5
Летчики обсуждают предстоящий боевой вылет возле Ла-5 из эскадрильи «Валерий Чкалов», входившей с состав 159-го иап. Самолеты этой эскадрильи были построены на добровольные пожертвования жителей Горьковской области.

13 августа 1942 года первые Ла-5 поступили в 49-й истребитель­ный авиаполк (ИАП), который сражался в районе Ржевского выступа.

По нашим данным, за месяц его пилоты сбили 16 немецких самолетов, но сами потеряли в боях 10 машин, а еще четыре разбились в авариях. Для новейшего ис­требителя такой результат нельзя назвать выдающимся, однако на фоне других пол­ков, которые несли еще более крупные потери, он выглядел неплохо.

Следующим эпизодом боевой био­графии Ла-5 стала Сталинградская бит­ва. В ней принимали участие 13-й, 180-й, 181 -й и 240-й иап, а также 3-й и 5-й Гвардейские иап, воевав­шие на этих машинах. Нашим летчи­кам противостояла элита германской истребительной авиации, а потому бои были яростными, потери — очень тя­желыми. Так, 240-й полк всего за де­вять дней последней декады августа был выбит почти целиком. Из 25 само­летов, с которыми он прибыл на фронт, осталось пять. При этом летчикам пол­ка удалось сбить лишь 10 немецких ма­шин. Но благодаря неуклонному нара­щиванию численности советских ВВС и приобретенному боевому опыту чаша весов постепенно склонилась в нашу сторону. Длившееся почти полгода про­тивоборство в сталинградском небе за­кончилось поражением Люфтваффе.

В марте 1943 года в бой вступили Ла-5Ф, а в битве на Курской дуге прош­ли боевое крещение Ла-5ФН. В этом грандиозном воздушном сражении принимали участие более 600 Ла-5 всех трех модификаций. Именно там одержал на Ла-5ФН свою первую победу будущий лучший ас антигит­леровской коалиции Иван Кожедуб.
Ла-5ФН с «сердцем» на капоте
Капитан А.В. Лобанов и командир 41-го Гвардейского иап Герой Советского Союза майор А.Г Павлов возле принадлежавшего Павлову Ла-5ФН с «сердцем» на капоте.
И там же впервые после долгого пере­рыва сбил вражеский самолет еще один легендарный пилот Ла-5 - Алексей Маресьев, сумевший вернуться в строй после ампутации ног.

Под Курском Ла-5, особенно его по­следняя версия «ФН», полностью рас­крыл свой потенциал. Немецким пило­там пришлось резко переменить свое отношение к советскому истребителю, поначалу пренебрежительно названно­му ими «Новой крысой» («Neue Ratte»). К этому их вынуждали итоги воздуш­ных боев, которые все чаще заканчива­лись в нашу пользу. К примеру, 116-й иап в ходе летне-осенней кампании 1 943 года сбил 71 вражеский самолет, а потерял лишь три Ла-5Ф.

В октябрьских боях за Днепр замеча­тельно проявил себя разбитый под Ста­линградом, но вновь возрожденный 240-й иап. Воевавший в его составе

И.Н. Кожедуб за 10 дней сбил 11 вра­жеских самолетов, а всего летчики пол­ка за месяц уничтожили более 90 само­летов Люфтваффе!

В 1944 и 1945 годах Ла-5 совместно с Ла-7, истребителями Яковлева и аме­риканскими самолетами ленд-лиза продолжали «перемалывать» в воздуш­ных боях истребительную и бомбарди­ровочную авиацию Германии, завоевав и удержав до победы стратегическое господство в воздухе.

После войны Ла-5 прослужили недолго, поскольку их деревянная кон­струкция не была рассчитана на дли­тельную эксплуатацию. К сожалению, ни один из 9920 экземпляров этого ис­требителя не сохранился до наших дней, только в московском музее Ве­ликой Отечественной войны стоит его макет, сделанный в конце прошлого века и раскрашенный под самолет бал­тийского аса гвардии майора Георгия Костылева.
Леонид Утесов (слева) на крыле Ла-5Ф
Знаменитый певец и артист Леонид Утесов (слева) на крыле Ла-5Ф, построенного на средства, внесенные в Фонд Обороны музыкантами его джаз- оркестра. На борту самолета надпись «Веселые ребята».

По теме:

Открыл для себя что-то новенькое? Поделись с друзьям:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 

Интересное!

О проекте

Легендарные самолеты - проект, рассказывающий о самых известных самолетах, составивших гордость отечественного самолетостроения с начала XX века до настоящих дней - истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках, противолодочных и военнотранспортных самолетах. Проект охватит боевые самолеты, состоящие на вооружении России в Первой мировой войне, Второй мировой войне, в советский период и настоящее время.

Followers

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

Поиск